Памятка: Как родителям реагировать на агрессию подростка

  • Подростковый возраст начинается с негативной стадии: подросток отвергает прежние правила, разочарован во взрослых, путается в собственном внутреннем мире и регулярно испытывает раздражение. По мере прохождения подросткового кризиса начинают формироваться новые позитивные установки, улучшаются и углубляются отношения с ровесниками и взрослыми – но до этого надо пройти негативную фазу, без нее не наступит позитивная. На всем протяжении подросткового возраста раздражительность, готовность к конфликтам, обидчивость и категоричность возрастают у каждого человека. Это время учиться выражать агрессию по-взрослому.
  • Подростки должны научиться действовать и мыслить автономно, независимо от других людей. Это возрастная задача, чтобы суметь сепарироваться, отделиться от взрослых, сравнить себя с ровесниками и познать себя. Достигнутая сепарация (независимость, отдельность) способствует новой любви к взрослым, новой близости. Несепарированные в подростковом возрасте люди с высокой вероятностью имеют сложности в близких отношениях (с родными, с другим полом и т.д.) в течение всей жизни.
  • Частые ситуации, провоцирующие агрессию у подростков: назидания от взрослых, давление, игнорирование взросления (у подростков есть т.н. чувство взрослости: они ощущают себя взрослыми, познавшими жизнь лучше учителей и родителей), критика внешнего вида подростка, его друзей, критика его компании, музыки, хобби; принуждение к бытовым делам и урокам, невозможность высказать свое мнение, чрезмерный (иногда только с точки зрения подростка) контроль взрослых, нарушение личных границ (вторжение на территорию подростка, в его имущество, гаджеты; вторжение в телесные границы: начиная от таких минимальных, как непрошеные объятия, попытки поправить воротник, шапку; отказ в праве на свое мнение, высмеивание и скепсис в отношении мнения подростка и другие посягательства на любые формы его автономии).
  • Как реагировать на агрессию подростка:

— подростку можно что-то передать только в диалоге. Работайте над созданием атмосферы диалога в ваших отношениях. Выслушивайте. Давайте поделиться эмоциями. Не спешите переубеждать, утешать и чему-то учить. Подросток сам начнет учиться у вас и брать с вас пример, если вы его слышите и учитываете

— не запрещайте агрессию, а учите ею пользоваться. Показывайте пример своим поведением. Агрессия во многих случаях может быть выражена тоном, словами, мимикой, дистанцированием. Не позволяйте себе делать в адрес подростка то, что не хотели бы получать в свой адрес

— обсуждайте агрессию, говорите о разных людях и ситуациях, старайтесь быть не назидательным собеседником, а интересным, содержательным, имеющим свое мнение и способным его аргументировать

— уважайте личные границы подростка. Ему нужна своя (даже небольшая) территория, право в некоторых пределах распоряжаться своим временем, право на свои убеждения, мнения, симпатии. Но транслируйте ясно и спокойно правила семьи и свои ценности, следуйте им сами. Бесполезно запрещать подростку грубить, если вы ругаете его – он поверит делам, а не словам

— признавайте чувства. Это самый главный инструмент диалога с подростком. Давайте их высказать, помогайте их озвучить, если ему сложно («по-моему, ты злишься, но и хочешь помириться», «ты очень не хочешь это делать»). Давайте ответить, высказаться, в это время слушайте, не перебивайте, дайте понять, что вы понимаете эти чувства. Выраженное сразу становится легче

— озвучивайте хорошее: достоинства подростка, мудрые решения, добрые поступки и т.п. Внимание – это награда, направляйте его на то, что хотите закрепить.