Считаю, что главная цель проекта «Билет в будущее» — помочь школьникам лучше понять себя, свои способности, интересы и ценности, ознакомить их с различными профессиональными возможностями. Благодаря проекту выпускники принимают осознанные решения о своём будущем профессиональном пути на основе своих особенностей, а также потребностей общества и рынка труда.
Проект «Билет в будущее» @bvb_chuv21 дает возможность не ограничиваться лишь одним методом, например прохождением тестов, а сочетать теоретическое изучение профессии с практикой — посещать экскурсии на предприятиях и в вузах, где этому обучают.
Сложно быть счастливым, если профессия становится не по душе. Когда человеку не нравится его дело, он живёт мыслями о конце рабочего дня, конце рабочей недели и начале отпуска. Избежать такого сценария можно, если школьник участвует в проекте «Билет в будущее».Проект помогает школьнику понять, чего он хочет достичь, какие у него сильные и слабые стороны, черты личности, приоритеты в жизни. Кроме этого, он помогает выбрать профессию с прицелом на будущее – с пониманием тенденций на рынке труда: какие специалисты будут востребованы в ближайшие 10 лет, какие профессии скоро исчезнут, а какие приходят на смену, где наблюдается дефицит кадров, а где — переизбыток.
Начиная с 6-го класса в МБОУ «СОШ № 3» реализуется проект «Билет в будущее». В идеале важно, чтобы к 9-му классу школьник уже понимал, какое направление ему близко. Это позволит ему выбрать предметы для сдачи ОГЭ и решить, стоит ли начать профессиональное обучение в колледже или продолжить учиться в 10–11-м классах.С 10-го класса школьник выбирает профиль и начинает усиленно готовиться к ЕГЭ. Если он в 10-м классе ошибся с выбором, в 11-м классе ему будет непросто за год наверстать упущенные знания по другому профилю.
Меняются цели, жизненные приоритеты, окружение и морально-нравственные качества, расширяются кругозор и опыт. К тому же не стоит на месте жизнь вокруг нас: меняется геополитическая обстановка, экономика, развиваются технологии. Тренды на профессии переменчивы. Востребованные в конце прошлого века инженеры в начале нулевых уступили по популярности юристам и экономистам. Сейчас пришло время IT. Некоторые абитуриенты осознанно не выбирают эту сферу из-за высокой конкуренции. Другие, наоборот, стремятся получить специальность именно в IT, потому что это престижно.
Важно в любом случае остаться с ремеслом, которое будет по душе и обеспечит достаточно навыков, чтобы в случае изменений на рынке труда найти работу хотя бы в смежной сфере.
Человек склонен видеть в себе плохое, а хорошее игнорировать. В итоге у школьника может сложиться неадекватная самооценка, он может даже не замечать своих достоинств. Стоит отмечать то, что считаете значимым: например, настойчивость, аккуратность, внимание к деталям, творческий подход к решению задач, умение мыслить нестандартно.
Проект «Билет в будущее» дает возможность школьнику помочь нащупать профессию на пересечении «хочу», «могу» и «надо». Выбрать профессию — задача не из простых. Многие школьники сталкиваются с непониманием и сомнениями. Особенно, когда приходит время выбирать учебное заведение и направление для поступления. Как же сделать правильный выбор и не потратить несколько лет впустую? В этом помогает проект «Билет в будущее».
автор эссе Елена Петровна Казикова