Памятка: Как учителям реагировать на агрессию подростка

  • Подростковый возраст начинается с негативной стадии: подросток отвергает прежние правила, разочарован во взрослых, путается в собственном внутреннем мире и регулярно испытывает раздражение. По мере прохождения подросткового кризиса начинают формироваться новые позитивные установки, улучшаются и углубляются отношения с ровесниками и взрослыми – но до этого надо пройти негативную фазу, без нее не наступит позитивная. На всем протяжении подросткового возраста раздражительность, готовность к конфликтам, обидчивость и категоричность возрастают у каждого человека. Это время учиться выражать агрессию по-взрослому.
  • Подростки должны научиться действовать и мыслить автономно, независимо от других людей. Это возрастная задача, чтобы суметь сепарироваться, отделиться от взрослых, сравнить себя с ровесниками и познать себя. Достигнутая сепарация (независимость, отдельность) способствует новой любви к взрослым, новой близости. Несепарированные в подростковом возрасте люди с высокой вероятностью имеют сложности в близких отношениях (с родными, с другим полом и т.д.) в течение всей жизни.
  • Частые ситуации, провоцирующие агрессию у подростков: назидания от взрослых, давление, игнорирование взросления (у подростков есть т.н. чувство взрослости: они ощущают себя взрослыми, познавшими жизнь лучше учителей и родителей), критика внешнего вида подростка, его друзей, критика его компании, музыки, хобби; принуждение к бытовым делам и урокам, невозможность высказать свое мнение, чрезмерный (иногда только с точки зрения подростка) контроль взрослых, нарушение личных границ (вторжение на территорию подростка, в его имущество, гаджеты; вторжение в телесные границы: начиная от таких минимальных, как непрошеные объятия, попытки поправить воротник, шапку; отказ в праве на свое мнение, высмеивание и скепсис в отношении мнения подростка и другие посягательства на любые формы его автономии).
  • Как реагировать на агрессию подростков:

— не пытайтесь запретить агрессию, вместо этого учите ею пользоваться

— не надо отвечать агрессией. Надо отвечать содержательно. Выслушайте. Дайте высказаться. Если форма слишком резкая, в твердом, но не обвинительном тоне напомните правило: Потише. Выбери другие слова

— признавайте чувства: озвучьте то, что может чувствовать подросток («ты злишься», «ты не хочешь это делать»). Старайтесь сказать про каждого из участников ситуации. «Похоже, ты очень злишься на нее. А тебе обидно»

— отвечайте на содержание после того, как выслушали и признали чувства. Задайте вопросы: уточните позиции и чувства, спросите о желаемых дальнейших действиях, поинтересуйтесь, нужна ли помощь

— если подросток делает что-то неподобающее в состоянии агрессии, сразу кратко, четко, твердо, не риторически назовите правило. «Драться нельзя», «Говорим тише», «Без мата»

— называйте свои ожидания, вкладывая в них подсказку о том, как подросткам стоит действовать. «Я жду, что вы найдете способ договориться»

— подавайте пример своим поведением. Не обзывайте, не орите. Не можете – значит, надо отдохнуть, это сигнал нервного истощения. Говорите аргументированно и умейте дослушать собеседника. Учите дискутировать. Этому учатся от вас

— не нарушайте личные границы подростков. Не комментируйте их внешний вид, друзей, семьи, имущество. Не трогайте их вещи. Не касайтесь в диалогах того, что не относится непосредственно к вашим обязанностям, если подростки сами об этом не заговорили.