Памятка: Как учителям реагировать на агрессию младшего школьника

  • Младшие школьники уже владеют некоторым набором правил о выражении агрессии. Особенно важны для того, чтобы агрессия не стала проблемой: правильный пример взрослых; последовательность и ясность правил об агрессии; сбалансированность учебы и отдыха.
  • Частые ситуации, провоцирующие агрессию у младших школьников: препятствия для достижения цели (разные: не получается решить задачу, не удается договориться); агрессия взрослых или сверстников; отказ в праве поиграть, отдохнуть; малоподвижность, усталость; негативное сравнение с другим человеком (он делает, а ты – нет).
  • Как реагировать на агрессию младшего школьника:

— обращайте внимание на ситуации, в которых он проявляет агрессию. Скорее всего, там будет прямая подсказка о ее причине. Например, он агрессивен, когда не смог справиться с заданием (и значит содержательная помощь с заданием снизит агрессию) или когда не отдохнул на перемене (для профилактики стимулируйте разные виды активности на переменах: в класс можно принести простые настолки (паззлы, короткие игры-бродилки, лабиринты), нарисовать на полу цифры для игры в классики, сделать сенсорный столик и т.п.)

— сразу ясно обозначайте границы приемлемого поведения. Не говорите риторически. Называйте правило. В школе драться запрещено. Бить нельзя. Такие слова не говорим. Тебе сказали «нет» — значит, не уговаривай

— помогайте ученикам развить эмоциональный интеллект, называя и признавая их чувства (но не вызванные ими недопустимые действия). Ты разозлен. Ты обижаешься на него. Ты бы хотел, чтоб было иначе. Дайте сказать, не спешите утешать или избавлять от негативного чувства. Оно само станет слабее, когда будет признано

— в конфликте всегда слушайте всех. Даже если один из участников постоянно конфликтует, услышьте и его и скажите, что понимаете его чувства. Не начинайте сразу перевоспитывать, дайте высказаться, покажите, что можете выслушать

— давайте пример конструктивного поведения. Если вы кричите, срываетесь, угрожаете – это сигнал, что вы переутомлены, срочно нужен отдых – столько, сколько можете себе позволить (иногда даже 15 минут передышки помогают справиться с утомлением). Не оскорбляйте, не давайте оценок личности ученика. Говорите о поступках.

— заведите в классе коробку гнева или «медведицу гнева»: любую коробку или мягкую игрушку (например, большую медведицу), в которую можно «сложить» свой гнев: прошептать или даже покричать о нем в коробку или в игрушку. Можно завести ежедневный ритуал: по очереди шепотом жаловаться игрушке или говорить в коробку, что сегодня разозлило. Это помогает канализировать (разместить, убрать) негативные эмоции и учит выражать их без вреда для других людей и себя

— направляйте внимание на то, что хотите закрепить. Озвучивайте то хорошее, что видите в учениках и их поведении. Напоминайте им о ситуациях, когда они сумели договориться, решить конфликт мирно. Озвучивайте свои ожидания, например: я рассчитываю, что вы сможете обсудить это в спокойном тоне. Я верю, что вы обойдетесь без драки.

— следите за тем, чтобы дети соблюдали питьевой режим, чтобы в кабинете не было душно и не было сенсорной перегрузки (слишком много плакатов, пестрота и т.п. перевозбуждают) и чтобы была возможность двигаться и играть, это снижает агрессию

— будьте последовательны в правилах об агрессии. Если нельзя, то нельзя никому (в том числе, взрослым)