- Не запрещайте агрессию, а учите ею пользоваться. Агрессия нужна! Без агрессии человек не может защитить себя, обозначить личные границы и достигать. Поэтому учите как цивилизованно быть иногда агрессивным, а не пытайтесь воспитать человека без агрессии. Запрещайте не злиться, а бить другого или портить вещи. Запрещены могут быть действия, но не эмоции.
- Признавайте чувства. В том числе негативные, и даже если они вам очень не нравятся. Ты разозлен. Раздражает? Хочешь по-другому? И дайте высказаться, выслушайте, не исправляя. Слушайте молча или почти молча (желательно активно: киваем, выражаем понимание, не используем слово «но»), слушайте детей и подростков так, как хотели бы, чтобы слушали вас.
- Нарастает агрессия – проверяйте, удовлетворены ли потребности (отдых, вода, еда, движение, смена деятельности, игра, безопасность, эмоциональное признание)
- Вниманием подкрепляйте хорошее. Что попадает в поле внимания взрослого, о чем он много ребенку дает обратную связь, то и будет удерживаться и закрепляться. Говорите о хорошем в ребенке.
- Признавайте право ребенка, подростка на другое мнение и личные границы. Другой человек действительно другой. Не может быть единомыслия, только едино-немыслие (методолог, философ Г.П. Щедровицкий)